Уфимский археологический вестник

Уфимский археологический вестник

Издание зарегистрировано в Международном центре ISSN – номер ISSN 1814-1692 (print)

Издается с 1998 года 1 раз в год

Новости

15.01.2017  Новые статьи

Добавлены статьи  №15 и содержание№16 журнала

15.01.2017  Выпуск 2017 г.

Уважаемые коллеги!

С 2017 года журнал издается два раза в год. В настоящее время идет сбор материалов для второго выпуска 17 журнала «Уфимский археологический вестник». Окончание приема статей – конец мая с.г.

Издание первого номера планируется на 2 квартал 2017 г., второго номера - 4 квартал 2017 г.

Правила предоставления статей, объем и оформление – см. в разделе "Авторам"

В случае, если Вы планируете подать статью в данный выпуск, просим до 15 марта с.г. уведомить редколлегию (автор/ы, название, планируемый объем).

19.04.2016  Содержание выпуска №15

Сформирован 15 выпуск Журнала. Издание выйдет во втором квартале 2016 года. Подробнее смотрите здесь

Архив

Уфимский археологический вестник. Вып. 14

Уфимский археологический вестник. Вып. 14

Сарматы и внешний мир: Материалы VIII Всероссийской (с международным участием) научной конференции «Проблемы сарматской археологии и истории», Уфа, ИИЯЛ УНЦ РАН, 12-15 мая 2014 г. / Отв. ред. Л.Т. Яблонский, Н.С. Савельев (Уфимский археологический вестник. Вып. 14). Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, Центр «Наследие», 2014. 268 с.

Содержание

Аникеева О.В., Сиротин С.В. Происхождение и распределение каменных бус из могильника Переволочан и кургана Яковлевка II (по данным минералого-технологического анализа). С. 7-19

Ключевые слова: Южное Приуралье, могильник Переволочан, одиночный курган Яковлевка II, Индия, Месопотамия, Персия, Средняя Азия, технология изготовления каменных бус, минералогические характеристики камня-самоцвета

Аннотация: В статье на основании технологии изготовления, минералогических характеристик камня установлены вероятные центры производства каменных бус из погребений курганного могильника Переволочан и одиночного кургана Яковлевка II, датирующихся второй половиной IV – рубежом IV-III вв. до н.э. и время их попадания на Южный Урал. Исходя из технологических особенностей изготовления каменных бус, устанавливается более раннее происхождение бус из кургана Яковлевка II по сравнению с бусами из могильника Переволочан.

Балабанова М.А. Роль восточных миграций в формировании савромато-сарматского населения Восточно-Европейских степей. С. 20-29

Ключевые слова: антропологический тип, долихокрания, мезокрания, брахикрания, кластерный анализ, предсавроматское время, срубная культурно-историческая общность, субстрат, миграция

Аннотация: В статье на массовом краниологическом материале эпохи раннего железного века восточно-европейских степей строится гипотеза об участии восточных миграций в формировании культурных и антропологических черт населения. Для доказательства используются результаты мономерных и многомерных статистических методов анализа.

Берлизов Н.Е. Сарматы и Средняя Азия. С. 30-39

Ключевые слова: сарматы, Средняя Азия, Бактрия, Парфия, Хорезм, джунская культура, кугайско-карабулакская культура, кенкольская культура, саки, усуни, кушаны, парфяне

Аннотация: Статья посвящена сармато-среднеазиатским контактам. Анализ погребальных памятников и их хронологии позволяет говорить о появлении сарматов в Средней Азии с IV в. до н.э. Сарматы могли участвовать в войнах Артаксеркса и Кира Младшего в 401-400 гг. до н.э. и Александара Македонского с Дарием III. Позднее вероятно их участие в создании Парфянского и Кушанского царств. Гипотеза о миграции из Средней Азии как причине формирования среднесарматской культуры не находит подтверждения ни в археологическом материале, ни в письменных источниках. Вместе с тем, окончательное оформление позднесарматского культурного комплекса объясняется перемещением на  запад кочевников с Нижней и Средней Сырдарьи.

Васильев В.Н. К вопросу об археологическом содержании понятия «восточный импульс» в материальной культуре кара-абыза. С. 40-47

Ключевые слова: IV в. до н.э., Южный Урал, кара-абызская культура, поясной набор, бронзовые крючки, Алтай, Тува, Ордос, Северный Китай

Аннотация: Статья посвящена анализу деталей кара-абызского поясного набора – бронзовым крючкам-застежкам и накладкам. По мнению автора, рассматриваемые предметы появляются  на Южном Урале благодаря связям (или прямой миграции) с населением Алтая и Тувы. На основании широкого круга аналогий предполагается, что исходные формы этих элементов поясной гарнитуры следует локализовать на территории Ордоса и Северного Китая, откуда они затем проникают в ареалы культур Южной Сибири. Автор считает, что движение названных категорий инвентаря на и через Южный Урал проходило поэтапно – в конце V – начале IV вв. до н.э. и в конце IV в. до н.э.

Вдовченков Е.В. Сарматы и оседлый мир Нижнего Подонья: политические модели взаимодействия. С. 48-53

Ключевые слова: экзополитарный (ксенократический) способ производства, сарматы, Подонье, политические модели взаимодействия, Танаис, нижнедонские поселения

Аннотация: Отношения с оседлой периферией определяли политическую и в какой-то степени социальную организацию номадов. В статье рассмотрены основные политические модели взаимодействия сарматов и оседлого мира Подонья, представленного Танаисом и нижнедонскими городищами. Выделено пять моделей: относительно мирное сосуществование;  военное  противостояние и затяжные  конфликты; союзные отношения; зависимость оседлого мира от номадов (применимая к взаимодействию сарматов и населения т.н. меотских городищ);  подчинение номадов оседлому населению  (которое проявилось в переселении сарматов в Танаис во II в. н.э.).

Воробьева С.Л. Взаимоотношения населения кара-абызской культуры с кочевниками Южного Урала в IV-III вв. до н.э. С. 54-65

Ключевые слова: элементы убранства костюма, кочевники  Южного  Урала, кара-абызская  культура, «звериный стиль», прохоровская культура, гривна, браслет, височная подвеска, поясная накладка, перстень, зеркало

Аннотация: В статье на основе анализа элементов убранства костюма рассмотрены особенности взаимодействия носителей кара-абызской культуры с кочевниками Южного Урала в IV-III вв. до н.э. Проведен анализ 25 погребальных комплексов кара-абызской культуры из 6 могильников (Уфимский, Ново-Уфимский, Охлебининский, Биктимировский, Шиповский грунтовый и курганный могильники). Распределение элементов убранства костюма показало различия между северной и южной частями территории, занятой населением кара-абызской культуры. При этом, вектор развития кочевнической моды шел с юга на север, что связано с установлением южными группами носителей ананьинской культуры прямых контактов с раннепрохоровским населением, осваивавшим в это время южную часть Приуральской лесостепи. Элементы убранства костюма, выполненные в зверином стиле, и появление раннего поясного набора в IV в. до н.э. уходят своими истоками в памятники круга Филипповских курганов.

Воронятов С.В. Формы взаимоотношений кочевников с внешним миром в отражении ареалов сарматских знаков-тамг. С. 66-76

Ключевые слова: сарматы, римское время, лесная зона России, доримская Дакия, Центральная Европа, Боспорское царство, античные города-государства, сарматские знаки-тамги, германские наконечники копий с тамгами

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению форм взаимоотношений сарматских племён с окружающим их миром на основании ареалов сарматских знаков-тамг, не совпадающих с территорией средне- и позднесарматской культур. Исходя из категорий памятников, на которых обнаружены предметы с тамгами, принадлежности этих предметов мужской или женской субкультуре и определения места их изготовления, реконструируются формы взаимоотношений сарматов с германцами, гето-даками и эллинами Боспорского царства и античных городов государств.

Глебов В.П., Дедюлькин А.В., Гордин И.А. Шлемы восточнокельтского типа в погребальных и ритуальных комплексах на территории Сарматии. С. 77-83

Ключевые слова: шлемы восточнокельтского типа, хронология и происхождение, ритуальные клады, сарматские погребения, Митридатовы войны

Аннотация: В статье рассматриваются находки шлемов восточнокельтского типа и их фрагментов в ритуальных комплексах (Царский, к. 18, Бойко-Понура к. 1) и погребениях (Яшкуль, гр. 37, к. 1, п. 1) на территории Сарматии. Шлемы происходят, скорее всего, из балканской Кельтики. Два экземпляра из ритуальных комплексов относятся к ранней ронологической группе (конец II – первая половина I вв. до н.э.), появление их в Сарматии связано, вероятно, с событиями Митридатовых войн. Назатыльник шлема из сарматского погребения в Яшкуле принадлежит к поздней хронологической группе (вторая половина I в. до н.э.).

Дедюлькин А.В. О датировке эллинистических железных кирас из Южного Приуралья. С. 84-93

Ключевые слова: сарматы, Южное Приуралье, Прохоровка, Бердянка, эллинизм, панцири

Аннотация: Статья посвящена проблемам датировки двух эллинистических железных панцирей из раннесарматских погребений Южного Приуралья. Учитывая хронологию комплексов, доспехи могут быть датированы второй половиной III в. до н.э. Вероятно, они были изготовлены в мастерских одного из городов эллинистического Востока

Зубов С.Э., Радюш О.А. Шлемы Среднего Поволжья в среднесарматское время. С. 94-104

Ключевые слова: Среднее Поволжье, Волго-Уралье, среднесарматское время, миграционные процессы, защитное вооружение, шлемы, писеральско-андреевский тип памятников, сарматы, пьяноборская археологическая культура, Римская империя

Аннотация: В работе рассматриваются находки шлемов из памятников писеральско-андреевского типа (Андреевский курган, Пильнинский I могильник) и предшествующего им по времени Кипчаковского могильника. Авторы предполагают к рассмотрению две традиции в конструктивных особенностях шлемов, пересекшиеся в памятниках Окско-Сурско-Волжского бассейна. В узкопластинчатых шлемах видится восточная традиция, привнесенная сарматами и, возможно, приуральским и зауральским населением лесостепной зоны. Сегментно-пластинчатые шлемы имеют другой вектор распространения и своим происхождением связаны с юго-западным  направлением.  Появление такого  защитного вооружения можно связывать с участием воинов, захороненных в Андреевском и Староардатовском курганах, Пильнинских I и II могильниках, в походах к границам Римской империи в составе сармато-аланской конфедерации или с германскими отрядами.

Кривошеев М.В. Импортная металлическая посуда как маркер знатных погребений позднесарматского времени. С. 105-112

Ключевые слова: позднесарматская культура, поздние сарматы, кочевники, сарматская элита, римские импорты, металлическая посуда, высшая элита кочевников

Аннотация: Работа посвящена анализу погребений позднесарматского времени с импортной римской металлической посудой. Такая посуда является маркером погребений высшей элиты позднесарматского общества. Устойчивое сочетание определенных типов посуды может предполагать появление её у сарматов в виде даров или подношений представителям высшей кочевой знати. Традиции подобных подарков существовали и в предшествующее среднесарматское  время.

Лукьяшко С.И. Население Нижнего Дона в VII-IV вв. до н.э. С. 113-123

Ключевые слова: Нижний Дон, киммерийцы, скифы, савроматы, иксаматы, сарматы, сирматы, меоты, хронология, военно-политическая ситуация

Аннотация: В статье анализируются археологические памятники Нижнего Дона VII-IV вв. до н.э. Первые скифские погребения на Дону появляются не ранее конца VII в. до н.э. и несут черты сильного северокавказского влияния. Вторая группа памятников этого времени – левобережные донские комплексы, которые обнаруживают связь с культурой доскифского населения. В конце VI – начале V вв. до н.э. на Дону появляется большая группа населения, основавшая Елизаветовское городище в дельте. По археологическим материалам это население имеет южное меото-скифское происхождение. В междуречье Дона и Северского Донца выделяется еще одна культурная группа, которая связана со скифскими памятниками Среднего Дона. Предлагаемая реконструкция генезиса племенного мира позволяет по новому оценить военно-политическую обстановку в регионе и не связывать гибель Елизаветовского поселения с сарматской миграцией, а предполагать активизацию скифов в восточных регионах, предшествовавшую Боспорскому династическому конфликту.

Любчанский И.Э., Денисова Д.В. Фибулы позднесарматского времени из могильников Южного Урала. С. 124-129

Ключевые слова: фибулы, поздние сарматы, Южный Урал, типология, хронология

Аннотация: Статья посвящена одной из массовых категорий находок в погребениях позднесарматского времени – фибулам-застёжкам. Рассмотрено 111 экземпляров, происходящих из 94 погребений 34 могильников степной и лесостепной зон Южного Урала. Все фибулы датируются II-III вв. н.э. По формальным признакам они распределены на 5 типологических групп. Отсутствие многообразия в фибульном материале может свидетельствовать о периферийности южноуральских кочевых групп позднесарматского мира.

Малашев В.Ю. Некоторые аспекты контактов носителей позднесарматской культуры южноуральских степей с населением лесной и лесостепной полосы Поволжья и Приуралья. С. 130-140

Ключевые слова: позднесарматская культура, памятники Волго-Камья, ременные гарнитуры, фибулы, хронология, контакты

Аннотация: В статье рассматривается проблема контактов носителей позднесарматской культуры  южноуральских степей с лесным и лесостепным населением Заволжья и Приуралья на основе анализа предметов ременных гарнитур, фибул, а также некоторых предметов воинского снаряжения. Эти контакты становятся особенно активными с начала III в. н.э. С середины этого столетия данные связи в значительной степени определяют облик ряда сторон материальной культуры степного населения Южного Приуралья. Позднесарматское население региона дифференцировано использовало продукцию лесных и лесостепных производственных центров Поволжья и Приуралья. Приуральские центры специализировались на импорте ряда разновидностей фибул, а также некоторых деталей воинской экипировки и части ременных гарнитур. Лесные и лесостепные центры Поволжья, очевидно, поставляли большую часть предметов ременной гарнитуры.

Минасян Р.С. Золотой декор на железных мечах из Филипповских курганов. С. 141-145

Ключевые слова: Южный Урал, ранние кочевники, мечи, плакирование (аппликация), инкрустация (тауширование), коррозия, реставрация

Аннотация: Статья посвящена железным предметам, декорированным золотом, найденным в погребениях ранних кочевником. Наиболее яркими из них являются мечи из могильника Филипповка-I. Распространенное мнение о том, что основным технологическим приемом декорировки оружия ранних кочевников является инкрустация золотыми вставками, является ошибочным. Признаки, выявленные в процессе реставрация оружия, показывают, что все железные предметы скифского и сарматского времени, декорированные золотом или серебром, украшались методом плакирования.

Мышкин В.Н. Восточное Приаралье и Самаро-Уральский регион: к проблеме происхождения традиций захоронения на дневной поверхности и в глиняных мавзолеях у южноуральских кочевых племен скифского времени. С. 146-156

Ключевые слова: ранний железный век, кочевники, Южный Урал, саки, погребальная обрядность, мавзолеи, захоронения на горизонте, культурные взаимодействия

Аннотация: Статья посвящена сравнительному анализу отдельных типов погребального обряда (захоронений на уровне дневной поверхности и в мавзолеях из сырцовых кирпичей) кочевников Самаро-Уральского региона скифского времени и населения Восточного Приаралья в IX-V вв. до н.э. Выявленный характер сходства и различий захоронений на древнем горизонте позволяет рассматривать Восточное Приаралье как регион, откуда происходила миграция определенных фракций населения в степи Южного Урала. Кроме того, истоки традиции возведения погребальных сооружений из сырцового кирпича, встречающейся у кочевников Самаро-Уральского региона, вероятно, связаны с обрядовыми традициями, представленными в могильнике Северный Тагискен.

Нечвалода А.И. Черепа ранних кочевников Южного Урала из Переволочанского курганного некрополя. С. 157-167

Ключевые слова: палеоантропология, краниология, антропологическая графическая реконструкция, ранние сарматы, Южный Урал

Аннотация: Статья посвящена изучению краниологических материалов из раннесарматских «дружинных» погребений Переволочанского курганного некрополя. Индивидуальный анализ черепов из данного могильника выявил смешанный характер их краниотипа, который является,  европеоидным в своей основе, но с весьма значительной примесью монголоидных черт. На женских черепах монголоидная примесь наблюдается вполне отчетливо. По совокупности всех признаков сарматские черепа из Переволочан обнаруживают наибольшее сходство с серией из Филипповских курганов.

Овсянников В.В. Общие элементы в погребальном обряде и инвентаре населения кара-абызской культуры и сармат лесостепи Южного Предуралья (по материалам Шиповских, Старо-Киишкинских и Бишунгаровских курганов). С. 168-177

Ключевые слова: лесостепное Предуралье, ранние сарматы, кара-абызская  культура, гафурийский тип памятников, старокиишкинско-бишунгаровская группа кочевников, погребальный инвентарь, погребальный обряд

Аннотация: В статье рассматривается проблема взаимоотношения и взаимопроникновения двух групп населения III-II вв. до н.э. – шиповской группы населения кара-абызской культуры и старокиишкинско-бишунгаровской группы кочевников раннесарматской культуры, проживавших в непосредственной близости друг от друга. На основе анализа особенностей погребального обряда и инвентаря делается вывод о существовании между данными группами населения тесных брачно-семейных отношений.

Прокопенко Ю.А. О характерных особенностях Центральнопредкавказского варианта звериного стиля в III-I вв. до н.э. С. 178-181

Ключевые слова: скифский звериный стиль, сарматские сюжеты звериного стиля, Казинский клад, Комаровский курган, 1-й Филипповский курган, изображения грифонов

Аннотация: Устоявшийся набор образов центральнопредкавказского варианта звериного стиля в IV-II вв. до н.э. пополнялся новыми сюжетами за счет импульсного притока нового населения с северо-востока (фиксируются аналогии зооморфным предкавказским изображениям в памятниках Южного Приуралья и Казахстана). Одновременно с симбиотическими кобано-сарматскими сюжетами в виде ряда шествующих друг за другом зверей, в III-I вв. до н.э. был востребован набор образов скифского искусства, видимо, наиболее адаптированные к вкусам местного населения.

Раев Б.А. Археологические данные к проблеме взаимоотношений кочевого и оседлого населения варварской периферии античного мира. С. 182-190

Ключевые слова: Среднее Прикубанье, меоты, керамическое производство, взаимоотношения кочевников и оседлого населения

Аннотация: В работе анализируются несколько групп керамики меотских городищ Среднего Прикубанья. Сосуды, украшенные зооморфными  изображениями, связаны с носителями джетыасарской культуры. Появление этой традиции в Восточной Европе связано с миграцией кочевого населения из Центральной Азии в Причерноморье. На сосудах с декором в  виде  родовых знаков – тамг воспроизведены знаки, аналогичные знакам на бронзовых литых котлах, оселках и каменных плитах. Тамги на керамике местного производства говорят о тесных контактах кочевого и оседлого населения, может быть о династических брачных контактах. Тесные, симбиотические связи кочевого и оседлого населения, отразились и во внезапном появлении меотских городищ в нижнем течении Дона в конце I века  до н.э. Население этих городищ перенесло на новое место все свои гончарные традиции. Переселение кочевниками оседлых ремесленников, обслуживающих их нужды, было обычной практикой, о чем свидетельствуют китайские письменные источники.

Савельев Н.С. Сарматизация лесостепи Южного Приуралья: предпосылки, основные этапы, характеристики, следствия. С. 191-206

Ключевые слова: Южное Приуралье, скифо-сарматская эпоха, оседлое население, ранние кочевники, кара-абызская культура, формы  взаимодействия

Аннотация: В статье дается характеристика этапов взаимодействия кочевого и оседлого населения в лесостепной зоне Южного Приуралья в эпоху раннего железа. На основе анализа материальной культуры делается вывод о том, что прямой перенос кочевнических традиций (в виде оседания группы кочевников раннего этапа прохоровской культуры) в лесостепь произошел около середины IV века до н.э., что привело к формированию смешанного культурного образования – кара-абызской культуры.

Сиротин С.В., Трейстер М.Ю. Погребение с ближневосточными (?) и центрально-азиатскими импортами из кургана Яковлевка II. С. 207-217

Ключевые слова: Южное Приуралье, одиночный курган Яковлевка II, Хорезм, чирик-рабатская культура, Семиречье, Центральная Азия, Ближний Восток, кочевники, круговые сосуды, раковины каури (семейство Cypraea), бронзовые сосуды, чаши из яйца страуса

Аннотация: Статья посвящена публикации погребения катакомбного типа из одиночного кургана Яковлевка II. В работе рассматривается хронологическая позиция погребения, которая на основании конструктивных особенностей и найденного инвентаря определяется в пределах второй половины IV – рубежа IV-III вв. до н.э. Особое внимание уделено предметам импортного происхождения, в частности, керамике хорезмского и чирик-рабатского типа, бронзовому сосуду с длинной горизонтальной ручкой и с носиком-сливом, имеющему аналогии  среди древностей Семиречья, раковинам каури и фрагментам уникальной для  сарматских древностей чаши, изготовленной из яйца страуса. В заключение предлагается реконструкция возможных путей попадания импортов из Центральной Азии в Южное Приуралье.

Скрипкин А.С. О восточных связях сарматов во II-I вв. до н.э. С. 218-222

Ключевые слова: сарматы, аорсы, центральноазиатские аналогии, миграция, античные письменные источники

Аннотация: В статье на основании археологических и письменных источников рассматривается этнополитическая ситуация  в Волго-Уральском регионе во II-I вв. до н.э. Наличие вещей в сарматских погребениях  этого времени, обнаруживающих аналогии в южносибирских и центральноазиатских памятниках, данные антропологии дают основание говорить о появлении в исследуемом регионе нового кочевого населения. В то же время происходит смещение кочевого населения из Южного Приуралья в Нижнее Поволжье. На этой основе в Нижнем Поволжье происходит формирование кочевого объединения во главе с верхними аорсами.

Таиров А.Д. Кочевники Южного Зауралья и «сарматы» Средней Азии. С. 223-234

Ключевые слова: Южное Зауралье, Средняя Азия, ранние кочевники, сарматы, юечжи, земледельческие оазисы

Аннотация: Рассматривается взаимодействие кочевников Южного Зауралья с оседлым и полуоседлым населением низовьев Сырдарьи, влияние похода Александра Македонского и последующих за ним событий на экономические связи номадов с земледельческим населением Средней Азии. Прослеживается процесс «сарматизации» – постепенного освоения кочевниками Южного Урала окраин земледельческих оазисов правобережья Средней Сырдарьи и среднеазиатского междуречья. Приводятся данные об участии южноуральских сарматов в разгроме Греко-Бактрии во второй половине II вв. до н.э.

Трейстер М.Ю. Ахеменидские «импорты» у кочевников Евразии. С. 235-244

Ключевые слова: Ахеменидская  держава, Египет, Хорезм,  Европейская Скифия, Южное Приуралье, Алтай, Восточный Казахстан, Чертомлык, Пазырыские курганы, Берельские курганы, Филипповка, импорты, печати, произведения торевтики, ювелирные изделия, бронзовые зеркала, стеклянные, алабастровые сосуды

Аннотация: В погребениях кочевников Евразии предметы ахеменидского круга получают распространение на огромной территории от Приднепровья – на западе до Алтая – на востоке. В статье представлен обзор таких находок в погребениях кочевников Европейской Скифии, Южного Приуралья, а также Алтая и Восточного Казахстана. Анализ находок показывает, что в контексте связей державы Ахеменидов с кочевым миром Евразии важнейшая роль принадлежала номадам Южного Приуралья. Есть основания полагать, что контакты кочевников Южного Приуралья с державой Ахеменидов были возобновляющимися, причем основной пик попадания к ним статусных предметов приходится на время не ранее рубежа V-IV вв. до н.э.

Федоров В.К. «Трубочки-вилочки» из погребений ранних кочевников Южного Урала. С. 245-249

Ключевые слова: ранние кочевники Южного Урала, материальная культура, предметы неизвестного назначения, орнамент, хронология

Аннотация: В статье рассмотрены находки в погребениях ранних кочевников Южного Урала костяных предметов в виде  трубочек с зубцами. Назначение  их  неизвестно,  может быть это рукояти изделий, рабочая  часть которых изготовлена из не сохраняющихся материалов – вееров, волосяных махалок? «Циркульный» орнамент, которым украшена одна из трубочек,  мог быть заимствован с предметов импорта – футляров для косметики или «музыкальных» зеркал. В хронологическом отношении эти предметы относятся к двум периодам: IV-III и III-I вв. до н.э., что в числе прочих фактов может указывать на генетическую связь между культурами кочевников этих периодов.

Яблонский Л.Т. Сарматы – ранние «восточные европеоиды»: время, экологические обстоятельства и ареал формирования физического типа. С. 250-256

Ключевые слова: палеоантропология, археология, этногенез, раннесарматское время, Южный Урал, Алтай, тип восточных европеоидов

Аннотация: Антропологический тип восточных европеоидов  формировался на территории от Алтая до степей и лесостепей Южного Приуралья на протяжении первой половины первого тысячелетия до н.э. и позже распространился на территории Волго-Уральского и среднеазиатского регионов.

Яценко С.А. О некоторых формах контактов сарматов с внешним миром. С. 257-262

Ключевые слова: воинские могильники, пограничные дружины, тамги, контакты с Канцзюем

Аннотация: Впервые специально анализируются сарматские могильники, где все мужчины хоронились с оружием. Они расположены на различных границах сарматской Степи, у поселений зависимых земледельцев и, вероятно, являются памятниками дружинной субкультуры. Дружинники не имели стандартной экипировки и часто хоронились рядом с женами. Предположительно дружиной, составленной боспорскими властями из осевших в городе номадов, можно считать часть «общины танаитов» рубежа II-III вв. численностью до 150 человек, связанную с именами, характерными для конца II н.э. Новые находки в Южном Казахстане (тамги редких форм на  посуде из  Культобе –  древнейшей цитадели г. Туркестан II-I вв. до н.э.) имеют прямые аналогии только в Крыму I-II вв., что подтверждает тесную генетическую и политическую связь знати сарматских группировок и Канцзюя.

Список сокращений

Весь номер

©Уфимский археологический вестник, 2014